Одной из проблем, с которой клиенты то и дело обращаются к консультантам являются вопросы раздела бизнеса. Если в крупном бизнесе совладельцы научились так или иначе решать эти вопросы, и еще на стадии подготовки учредительных документов формируют механизмы разрешения спорных ситуаций, то в среднем и малом бизнесе культура партнерских отношений находится на очень невысоком уровне.

Создавая общий бизнес, будущие партнеры, а ныне друзья, родственники, мужья и жены, полагаются, как это свойственно широкой русской душе, на «авось» и рассуждают примерно так: мы же свои люди, какие между нами могут быть проблемы, сочтемся. И проблем действительно не возникает, пока бизнес находится в стадии развития, и делить там особенно нечего.

Но вот компания вышла на нормальный уровень доходности, начала обрастать активами, и партнеры начинают все более и более ревниво относиться к вопросам распределения прибыли. Начинаются споры вокруг ее использования, получения диведентов, стратегий дальнейшего развития бизнеса. Постепенно накапливается недовольство друг другом. Партнеры, активно участвующие в управлении бизнесом, начинают спорить о том, кто больше работает, и, кто больше пользы принес компании. И нередко такие споры перерастают в открытое противостояние. Бывшие друзья, родственники, мужья и жены становятся если не врагами, то людьми, которые не хотят больше вести общие дела. Партнеры решают разделить бизнес. И здесь они попадают в тупик. Создавая общее дело, они не предусмотрели четких механизмов «развода», не подумали ни над юридической, ни над экономической стороной вопроса.

Давайте рассмотрим несколько типичных примеров.

Ситуация 1.

Предположим, трое партнеров договорились создать компанию с минимальным уставным капиталом. Основным ресурсом компании являются знания и навыки партнеров, их стремление не покладая рук развивать новый бизнес. Двое из них действительно впрягаются в дело и компания успешно развивается благодаря их усилиям. Третий партнер по каким-то причинам фактически не участвует в работе или его вклад минимален.

Через некоторое время у компании появляются некие активы, прибыль. Предположим, заканчивается второй финансовый год компании. Третий партнер приходит к двум другим и говорит: давайте прибыль делить. Они в недоумении: какая тебе прибыль, ты ж ничего почти не делал! А нет, говорит он, посмотри, что в уставе и законе написано. Мне одна треть полагается, давайте делить. И придется делить в соответствии со Статьей 28 Закона «ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ» (далее по тексту ООО) от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ«Распределение прибыли общества между участниками общества.
1. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества.
2. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно».
Аналогичная процедура предусмотрена и ст. 42 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ (далее по тексту мы будем рассматривать Закрытые акционерные общества — ЗАО).
Избежать такого распределения можно только с помощью различных уловок, что хлопотно, недешево и небезопасно.

Недовольство активно работавших участников закономерно. Но о такой ситуации необходимо было подумать заранее, тем более что Закон «Об ООО» это позволяет:

«Статья 10. Исключение участника общества из общества
Участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.»
Здесь важна фраза «грубо нарушает свои обязанности». Закон «Об ООО», ст. 9 говорит:
«Обязанности участников общества
1. Участники общества обязаны:
вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и учредительными документами общества;
не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
Участники общества несут и другие обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2. Помимо обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устав общества может предусматривать иные обязанности (дополнительные обязанности) участника (участников) общества. Указанные обязанности могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или возложены на всех участников общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.
Дополнительные обязанности, возложенные на определенного участника общества, в случае отчуждения его доли (части доли) к приобретателю доли (части доли) не переходят.
Дополнительные обязанности могут быть прекращены по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно».

Итак, формируя свой устав, партнеры могут в нем предусмотреть обязанности для каждого из них. Например, один обязан обеспечивать получение необходимых лицензий и разрешений в государственных органах, другой — проводить переговоры с поставщиками и покупателями и так далее. В конце концов за участниками общества могут быть закреплены определенные должностные обязанности, ведь у небольших компаний малого бизнеса поначалу может просто не быть средств на найм персонала. Там же можно предусмотреть и ответственность за неисполнение обязанностей. Например, если участник не проделал необходимую для получения лицензии работу и за это компании пришлось заплатить третьему лицу, то эта сумма должна вычитаться из суммы полагающихся ему диведентов. То же самое может касаться и обязанностей руководителя службы продаж. И так вплодь до исключения участника из общества. Главное — тщательно прописать в уставе соответствующие положения.

Кстати, Закон «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» не предоставляет таких возможностей партнерам-акционерам и тут уж придется делиться несмотря ни на что.

Необходимо отметить, что практика подобного применения закона «Об ООО» распространена слабо, но я связываю это просто с недостаточной юридической культурой отечественного бизнеса и культурой партнерства.

Ситуация 2.

Двое партнеров по ООО создали бизнес, вложили в него немалые деньги на закупку оборудования, аренду и ремонт помещений, рекламу, найм персонала и т.п.

Прошло два года. Бизнес развивался не так быстро и успешно, как того хотелось бы. И один из партнеров решил выйти из него. Имеет право и Закон «Об ООО» на его стороне:

Статья 26. Выход участника общества из общества
1. Участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества.
2. В случае выхода участника общества из общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. При этом общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества действительную стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части вклада.
3. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли или выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.
Действительная стоимость доли участника общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала общества. В случае, если такой разницы недостаточно для выплаты участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительной стоимости его доли, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму«.

Но поскольку дела шли не слишком успешно, то активов общества для выплаты доли было недостаточно. Закон говорит об уменьшении уставного капитала, подразумевая, что необходимая сумма должна быть выплачена за счет этих денег. Но если уставный капитал минимален, а активы при развитии заводились, например, путем внесения денежных средств на расчетный счет в виде финансовой помощи учредителям, то такое решение не подходит. Дело в том, что активы, внесенные партнерами в компанию, были в значительной степени потрачены на аренду, ремонт, рекламу и т.п. И они восполнимы только за счет прибыли. Но прибыль невелика и партнеру, решившему выйти из ООО, придется ждать немало времени, явно больше, чем полгода, обусловленные законом, пока компания сможет с ним расплатиться. Продажа оборудования тоже не выход, поскольку оно амортизировалось и стоит уже немного, да и покупателей найти непросто. Ситуация для этого партнера тупиковая.

В рассматриваемом случае дело осложняется тем, что приобретенное оборудование не ставилось на баланс и реальная стоимость активов отличается от официальной. Но даже если все оборудование поставить на баланс, это не будет гарантией для выходящего из бизнеса партнера, так как балансовая задолженность компании перед ним не помешает оставшемуся партнеру вывести активы и «по черному» ликвидировать компанию, переписав ее на современного Фунта. Единственный более-менее надежный вариант — оформить долг между партнерами, как физическими лицами.

Ситуация 3.

Жили-были два партнера, создали свою компанию, два года перебивались с хлеба на воду, работали на квартире, потом дело пошло. Работали на полном доверии. Зарегистрировали на двоих еще одну компанию, создали сайт, зарегистрировали его на одного из партнеров. Все было хорошо. Появились крупные клиенты и заказы, компания успешно работала. Но через некоторое время один из партнеров начал замечать, что что-то сотрудники на его распоряжения как-то странно реагируют, саботируют потихоньку. Партнер задумался, может я что-то не так делаю, неправильно руковожу, мотивирую. И тут в один прекрасный день другой партнер ему заявляет: я от тебя ухожу, буду один работать, одну из компаний забираю себе, те и те сотрудники со мной уходят, этих клиентов я буду сам вести, а если ты хочешь чтобы я тебе все оставил, в том числе и сайт, то плати мне вот такую немалую сумму. При этом выясняется, что деньги от последних заказов уже переведены на другие счета. Шок!

И закрутилось! Взлом сайта, смена паролей, обзвон клиентов, объяснение ситуации и т.д. и т.п.

Кое-как с кровью разделились. Мораль: доверяй, но проверяй, не регистрируй сайт, торговую марку, патент, любые другие активы и т.п. на физическое лицо, делай две подписи на банковской карточке: один генеральный директор, другой — главный бухгалтер, чтобы один без ведома другого никак не мог распорядиться деньгами. (при использовании системы банк-клиент, необходимо разработать соответствующий регламент). Формируй систему руководства коллективом так, чтобы полномочия партнеров были равными, а саботаж жестко пресекался. Формируйте систему сдержек и противовесов!

Ситуация 4.

Два партнера создали успешный бизнес. Несколько лет хорошо работали вместе. Но потом их взгляды на дальнейшее развитие стали существенно расходиться. Тесно стало в одной лодке. Решили делиться. Но как? В их бизнесе существовало два ключевых направления и соотношение между ними было примерно 60/40. Как делиться? Делить пополам каждый из бизнесов нельзя — размер имеет значение для эффективности. Думали-рядили, обратились к консультантам, пришли к следующему решению. Аукцион: бизнес делится на два лота. По ним устраивается торг. Кто из партнеров предложит за больший лот больше выкуп, тот его и забирает. Так и сделали. Остались добрыми друзьями.

Да здравствует партнерство!

Похожие записи