Вовлекающее управление
Одна из основных задач руководителя – поддерживать высокую мотивацию сотрудников. Ни для кого уже не секрет, что для этого не достаточно только денежного вознаграждения, необходима развернутая система мотивации, которую должен обеспечивать и поддерживать руководитель:
- Денежное вознаграждение должно быть частью открытой системы оценки и поощрения сотрудника.
- У сотрудника должна быть возможность профессионально расти и развиваться. Задачи, которые ему поручают, хотя бы время от времени являлись для него вызовом.
- Сотрудник должен чувствовать, что ему доверяют и его ценят.
- Сотрудничество. Сотрудник должен чувствовать уважение к себе и являться равным партнером при обсуждении рабочих вопросов.
- Сотрудник должен иметь свободный доступ к максимально широкой информации, обеспечивающей его работу и деятельность компании, а также получать хорошую обратную связь. Не в смысле только положительную, а адекватную и полноценную.
- Рабочее пространство должно создавать ощущение комфорта и свободы.
Половина из перечисленных факторов наилучшим образом обеспечивается за счет использования коучинговых подходов в управлении. Сама же система управления организацией должна быть построена так, чтобы обеспечивать максимальную вовлеченность сотрудников.
Эта система зиждется на трех китах:
[one_fifth_last]
[button id=»» class=»» size=»medium» font=»14″ align=»center» link=»/involving-management-3/» linkTarget=»» color=»#eee» bgColor=»blue»]Подробнее[/button]
[/one_fifth_last]
[divider_1]
Коучинг в организации
Коучинг в организации проводится по заказу ее владельцев или руководителей, которые видят потенциал в своих сотрудниках и хотят способствовать его развитию для достижения определенных бизнес-целей. Естественно, что сотрудник, с которым будут проводиться работа, должен быть осведомлен о планах руководства и согласен с планом работы. Без этого между коучем и сотрудником невозможно установление доверительных, партнерских отношений, необходимых для эффективных коуч-сессий. Необходимо также учитывать, что коучинг эффективен в организации, в которой система управления более-менее неплохо работает, то есть обеспечивает достижение целей ее бенефициаров. Нередко мы сталкиваемся с тем, что система управления организацией живет своей собственной жизнью, работает на самовоспроизводство и плохо соотносится с этими целями. Бывает, что ее вообще нет, есть только воспроизводство отдельных функций, обеспечиваемое усилиями отдельных личностей. Во всех этих случаях начинать нужно с построения системы управления организацией: индивидуального бизнес-коучинга владельцев и руководителей, проведения сессий организационного консультирования, управленческих бизнес-тренингов или рабочих сессий. Только после того как система управления компанией начнет функционировать, можно говорить о системном внедрении принципов коучинга на всех уровнях.
Коучинг не заменяет менеджмент, он его усиливает.
Коучинг для руководителей
Естественно, что внедрение коучинга в организации должно начинаться с ее ТОП-менеджеров. Коучинг для руководителей высшего и среднего звена проводится для
- развития управленческих навыков (например: управление по целям, управление на основе ценностей, лидерство, мотивация, коммуникации и т.д.);
- внедрения коучинга в систему менеджмента организации;
- повышения внутренней мотивации, вовлечённости сотрудников в работу компании;
- адаптации новых руководителей;
- развития системного мышления;
- обучения стресс-менеджменту и т.д.
Коучинг для руководителей — это процесс сотрудничества, партнёрства между коучем и менеджерами высшего и среднего звена для развития их потенциала и достижения личных и корпоративных бизнес-целей. Заказчиком коучинга для руководителей, выступает организация, которая и определяет зоны развития сотрудников. Это могут быть:
- коучинг по новым бизнес-проектам
- коучинг по управлению персоналом
- коучинг по построению команды
- коучинг по управлению проектами
- коучинг по реорганизации бизнеса
- коучинг по маркетингу
- коучинг по развитию корпоративных стандартов
- коучинг, направленный на развитие партнерства между подразделениями и сотрудниками организации
- коучинг по эффективной рекламе
- другие направления деятельности.
Коучинг-сессии могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Ключевые характеристики типов коучинга в организации.
Тип | Цель | Роль коуча/стиль | Фокус деятельности | Кто определяет цели | Продолжи тельность |
Коучинг навыков | Приобретение навыков «здесь и сейчас», например, общение с прессой, навыки переговоров, презентаций, индивидуальная поддержка после тренинг-программ для закрепления обучения и применения навыков на практике на рабочем месте. | Директивный. Эксперт в навыках. | Решение специфических задач. Развитие определенного навыка. |
Организация. Четкие цели и простой контрактинг. Оценка и обратная связь спонсору в конце программы (от клиента и коуча). |
2-3 сессии (60 мин)/нед в течение 1-2 месяцев |
Коучинг продуктивности | Улучшение показателей производительности, например, максимализация производительности в текущей позиции, подготовка к новому назначению, поддержка в новой должности, сопровождение изменений | Эксперт и фасилитатор. Директивный менеджмент. Программы и недирективный стиль коучинга. |
Решение специфических задач.Личностное развитие. Ориентация на решения и результат. | Клиент и организация. Оценка и обратная связь спонсору в конце программы (от клиента и коуча). | 1-2 сессии (60мин)/нед в течение3-6 месяцев |
Трансформационый коучинг | Акцент на личностный рост и повышение эффективности через само-осознание и самораскрытие, например, карьерное развитие на период от 1 до 5 лет, анализ лидерских целей, определение сфер для дополнительного развития. | Партнерство и недирективный подход. Коуч — как зеркало. Создает безопасное пространство для саморефлексии клиента. |
Отношения с другими. Коммуникации. Личностный рост. Развитие чувства миссии, цели и смысла для себя и организации. |
Клиент. Комплексный контрактинг. Регулярный реконтрактинг при смене обстоятельств/приоритетов. Суть и частота обратной связи оговаривается и пересматривается как часть контракта. |
2х часовые сессии (1-2 раза в мес)в течение 6-18 месяцев |
Reference: West, L. and Milan, M (2001) The Reflecting Glass Palgrave. Перевод предоставлен Ю.Чухно.
Командный коучинг
Это одно из важнейших направлений в корпоративном коучинге, поэтому мы остановимся на нем подробнее. Чем глубже систему управления организацией пронизывают командные принципы, стиль и дух взаимоотношений, тем она эффективнее. Однако добиться этого очень непросто, т.к. в процессе построения командной работы необходимо решить целый комплекс управленческих и психологических вопросов. Командный коучинг применяется для формирования и развития команд
- топ-менеджеров,
- менеджеров среднего звена,
- подразделений организации,
- проектных команд.
Идеально, когда все перечисленные уровни управления увязаны в целостную систему.
Цели командного коучинга:
- выработка и согласование членами команды корпоративных и командных целей и путей их достижения;
- освоение технологий командной работы;
- формирование корпоративной культуры
Ожидаемые результаты командного коучинга:
- повышение эффективности управления командой;
- повышение эффективности работы самой команды;
- развитие потенциала участников команды;
- улучшение микроклимата в команде;
- улучшение взаимодействия команды с другими подразделениями организации и внешними структурами;
- приходит на выручку в устранении недостатков работы команды;
Оптимально, когда в процессе работы с командой сочетается командный и индивидуальный коучинг, так как к некоторым членам команды требуется дополнительное внимание для их успешной интеграции в команду.
Коучинг в управлении персоналом
Современные руководители активно используют коучинг как один из методов в управлении персоналом. Появилось даже устойчивое выражение «руководство в стиле коучинг». Суть коучинга в управлении персоналом заключается в использовании методов коучинга во взаимодействии с сотрудниками. Это и определенный стиль в беседе, и открытая обратная связь, и метод постановки целей и мотивации сотрудников и т.п. Благодаря этому между сотрудниками и руководителями устанавливаются более отрытые, доверительные отношения, улучшается микроклимат в коллективе. С помощью коучинговых методов руководителю проще перейти от директивной системы руководства к управлению по ценностям и целям. Кроме того, использование коучинга в управлении позволяет эффективнее развивать корпоративную культуру организации. Поэтому можно сказать, что коучинг эффективен в управлении со всех точек зрения и внедрение его методов может привести к качественным изменениям в вашей компании.
Для внедрения коучинга в систему управления компанией, мы можем предложить вам специальный тренинг: Управление в стиле «коучинг».
Ознакомиться с методами коучинга мы можем предложить вам на пробной сессии бесплатного коучинга для одного лица продолжительностью 1-1,5 часа.