Почему AGILE стал популярен, даже моден? Я давно занимаюсь вопросами гибкого, максимально горизонтального управления организациями, и думаю, что AGILE и техники, используемые в нем – наиболее продуманные, опробованные подробно описанные в этой сфере. Именно поэтому они, доказав свою эффективность, стали настолько популярными. Руководителям не нужно изобретать велосипед, они могут брать и применять эти разработки. Главное – целеустремленность и приверженность. В то же время  AGILE – не догма. Его можно настраивать под свою ситуацию, свои задачи. Давайте посмотрим, на чем основан AGILE. Комментарии обозначены дефисами.

Манифест AGILE.

Мы разделяем следующие ценности:

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.

— То есть, если процессы и инструменты приводят к личному и рабочему дискомфорту людей, а также мешают продуктивному их взаимодействию, то предпочтение отдается людям, а процессы и инструменты нужно менять.

  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.

— Главное – добиться результата. Описать можно потом. Работающий продукт — самая совершенная метрика оценки работы.

  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.

— Регулярный обмен информацией и получение обратной связи — важные составляющие успешного проекта. В разумных пределах, клиент всегда прав.

  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

— Стратегии и планы могут заводить в тупик. Их нужно регулярно пересматривать. Гибкость и еще раз гибкость. То есть, не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева.

— Перечисленные ценности ориентированы на результат, который достигается благодаря эффективному взаимодействию людей и гибкости подходов к работе.

Принципы AGILE

  1. Наивысший приоритет для нас — удовлетворение потребностей заказчика благодаря регулярной и ранней поставке ценного программного обеспечения.

— Ориентация на заказчика и прирост настоящей ценности.

  1. Изменение требований приветствуется даже на поздних стадиях разработки.

Поскольку мир меняется очень быстро, важные факторы, влияющие на ценность продукта могут меняться и на стадии разработки и в процессе внедрения. Agile-процессы позволяют быстро реагировать на эти изменения для обеспечения заказчику конкурентного преимущества.

  1. Работающий продукт следует выпускать как можно чаще, с периодичностью от пары недель до пары месяцев.

— Это лучший способ проверки правильности выбранного пути.

  1. На протяжении всего проекта разработчики и представители бизнеса должны ежедневно работать вместе.

— Только постоянное продуктивное взаимодействие позволяет добиваться лучших результатов.

  1. Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им.

— Даже добавить нечего.

  1. Непосредственное общение — наиболее практичный и эффективный способ обмена информацией, как с самой командой, так и внутри нее.

— Качество взаимодействия оказывает непосредственное влияние на продуктивность.

  1. Работающий продукт — основной показатель прогресса.

— Это лучший способ контроля эффективности работы.

  1. Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный ритм бесконечно. Agile помогает наладить такой устойчивый процесс разработки.

— Инструменты и процессы Agile нацелены на продуктивное взаимодействие людей, а это лучше всего помогает поддерживать ритм.

  1. Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта.
  2. Простота — искусство минимизации лишней работы — крайне необходима.

—  Инструменты и процессы Agile нацелены на реализацию пп. 9 и 10.

  1. Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются в самоорганизующихся командах.

— Ничто так не влияет на повышение мотивации, как понимание, что от тебя много зависит и ты будешь услышан.

  1. Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы.

— Даже добавить нечего. Уберите словосочетание «программное обеспечение», замените «продукт» на услугу, если нужно, и вы увидите, что эта методология применима к очень многим сферам бизнеса. А столь популярна она стала потому, что, в отличие от холакратии и других методов гибкого управления, была опробована в сотнях больших и маленьких айтишных компаний, которые несут на своих плечах заметную долю современного прогресса. В то же время организации, в которых управление строится по методологии AGILE, холакратии, «живых» или бирюзовых организаций, то есть, стремятся к максимальной гибкости, горизонтальности, демократичности и, одновременно, эффективности, обладают более-менее общим набором характеристик. Их подробно описал в книге «Системное мышление» американский консультант Джамшид Гараедаги. Такие организации он назвал «мультиразумными». По его определению, «организация, как мультиразумная социокультурная система — это добровольное объединение целеустремленных членов, вступивших в союз для служения своим интересам посредством удовлетворения той или иной потребности окружающей среды. Согласно Акоффу, объект является целеустремленным, если он может производить: 1) один и тот же результат различными способами в неизменной среде и 2) различные результаты в той же или иной среде». Социокультурные системы связаны информационно:

  • соглашение, основанное на общем понимании, которому предшествует психологический договор.
  • цели и способы их достижения, приемлемые для всех участников
  • негэнтропя (сопротивление увеличению беспорядка)  социальных систем и культура

Лидерство в новой парадигме — способность влиять на тех, кем мы не можем просто управлять. Мультиразумная организация имеет следующие характеристики:

  1. Открытая. Открытие коммуникации, действия, основанные на осознанном выборе.
  2. Целеустремленная. Целеустремленными системами руководят ценности
  • Целеустремленная система может производить не только неизменный результат различными способами в неизменной среде, но и разные результаты, причем как в неизменной, так и в меняющейся среде.
  • При неизменных условиях она в состоянии менять свои цели.

Именно в этой способности, собственно, и заключается свобода воли.

  • такие системы не только обучаются и приспосабливаются; они обладают и способностью творить, создавать новое.
  • Миром управляют не те, кто действительно прав, а те, кто умеет убедить остальных в своей правоте.
  • «Реалии где-то там» так и останутся недостижимыми до тех пор, пока кто-либо однажды не решит бросить им вызов.
  • Выбор — вопрос компетенции; он подразумевает власть действия.
  • Свобода без соответствующих способностей и умений бессмысленна.

3. Многомерная. «Из несоединимых частей можно создать одно целое». (Акофф. Искусство решения проблем.)

  • В многомерной схеме разница в количестве — разница качественная.
  • Свобода, справедливость и безопасность — три аспекта одной сущности.

4. Эмерджентная. От английского emerge — появляться, возникать: любовь, счастье и успех.

  • Эмерджентные свойства — результат взаимодействий нескольких элементов. Само понятие взаимодействия подразумевает динамический процесс,       создающий изменяющееся во времени состояние.
  • Эмерджентное свойство воспроизводится непрерывно — интерактивно и в реальном времени. Поэтому жизнь, любовь, счастье и успех — это не единовременные состояния; их непрерывное воспроизводство — необходимое условие их существования.

Вместо того чтобы пытаться описать свойство в виде состояния, мы могли бы попробовать понять его как процесс становления.

  • Команда из одних звезд необязательно лучшая команда лиги. Совместимость элементов и их усиливающие взаимодействия создают резонанс — силу, которая на порядок превышает сумму сил, производимых этими элементами по отдельности.

4. Контринтуитивная

  • Успех в игре меняет ее правила, а упрямое следование старым правилам превращает успех в поражение.
  • Рыночная экономика, как и демократия, делает только рациональный выбор. Победители — необязательно лучшие из лучших. Это те, кто наиболее приспособлен к существующим условиям. Быть впереди своего времени порой трагичнее, чем плестись где-нибудь в хвосте.
  • Причина и следствие взаимосвязаны: события приводят к множеству последствий, каждое из которых проявляется не сразу, а со временем еще и обретает самостоятельную жизнь.
  • Устранение первоначальной причины не всегда приводит к устранению следствия.

Уф! Неужели вы добрались до этого места? Поздравляю! Значит – вы наш человек и вас интересуют действительно глубокие системные изменения в организации. За счет чего они достигаются в Agile? За счет того, что философия Agile определяет новый дизайн организации: её структура становится более плоской и гибкой, в большей степени ориентированной на заказчика, на создание бизнес-ценности. Связи и коммуникации становятся более тесными,  кардинально меняется их тип и структура. Вместо приказов и инструкций приходит культура совместного принятия решений, основанная на самоорганизации команд, на коучинге и регулярных циклах обратной связи. Вы спросите: а при чем тут дизайн? По мнению известного бизнес-консультанта и составителя книги «Управление сложностью» Сергея Хромова-Борисова организационный дизайн – ключ к успешности организации. В частности, «организационный дизайн всегда важнее маркетинга». То есть, не отрицая значимости последнего, важно, прежде всего, так организовать работу компании, чтобы она в полной мере выполняла возложенные на нее функции для достижения поставленных целей. При такой организации маркетинг изучает потребности, закладывает их в дизайн продукта, а затем работает с произведенным таким образом продуктом. Как мы видим, Agile-манифест в полной мере следует этим требованиям:  он весь направлен на обеспечение максимальной ценности создаваемого продукта за счет эффективной системы непрерывной обратной связи между всеми заинтересованными сторонами. «В бизнесе (да и в гуманитарных технологиях в целом) есть всего три универсальных инвариантных измерителя. Это: — Ценность — Степень исполнения обязательств — Влияние». И опять мы видим, что Agile-философия максимально фокусирует внимание бизнеса именно на этих показателях:

  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации;
  • Наивысший приоритет для нас — удовлетворение потребностей заказчика благодаря регулярной и ранней поставке ценного программного обеспечения.
  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.

Достижение высоких результатов по первым двум показателям естественным образом  увеличивает значение третьего: влияние. То есть Agile – это не сказка о красивых компаниях, а настоящая бизнес-философия, направленная на результат, достигаемый оптимальными средствами. Именно поэтому он и стал так популярен у программистских компаний. Они находятся на острие прогресса, им нужно быстрее меняться, быстрее давать результат, отставание – смерти подобно. Пора и остальному бизнесу быстрее реагировать на современные вызовы.